Информационная система здравоохранения Смоленской области.
В современных условиях эффективность управления объектами хозяйствования во многом зависит от качества информационного обеспечения органов управления этими объектами. Наличие достоверной, своевременно получаемой и оптимальной по объему информации о состоянии объектов и тенденциях их развития должно способствовать выработке и принятию наиболее оптимальных и эффективных решений по управлению здравоохранением как отраслью и конкретными учреждениями здравоохранения.
Совершенствование медицины в настоящее время не может эффективно осуществляться без применения современных методов диагностики, лечения и профилактики болезней, компьютерных информационных технологий. В связи с этим одной из основных задач территориального здравоохранения является не только рациональное оснащение лечебно-профилактических учреждений области современными медицинскими приборами и аппаратурой, но и средствами электронно-вычислительной техники и программными продуктами к ним, а также максимально эффективное их использование. Только так может быть обеспечена эффективная деятельность органов и служб городского и областного здравоохранения.
Большую помощь руководителям лечебных учреждений и главным специалистам органов управления при анализе показателей, характеризующих динамику тенденций здоровья населения, планировании распределения ресурсов здравоохранения области, управлении специализированными медицинскими службами, должны оказать автоматизированные информационные системы (далее АИС). Работу по созданию, внедрению и сопровождению АИС в учреждения здравоохранения области проводит Смоленский областной медицинский информационно-аналитический центр (далее СОМИАЦ).
Активные работы по автоматизации и информатизации здравоохранения области ведутся с 1993 года. На этом этапе были проанализированы основные информационные потоки, циркулирующие в системе здравоохранения, и выделены два основных первичных источника информации. Для органа управления (Департамента по здравоохранению) это документы двух типов - текстовые документы (приказы, распоряжения, материалы совещаний и т.д.) и документы, содержащие числовую информацию, представленную в виде таблиц (статистические справки, бухгалтерская отчетность и др.). Исходя из этого, первоочередными задачами для автоматизации работы отрасли, являлись:
- Объединение всех учреждений в единую информационную сеть;
- Автоматизация операций документооборота;
- Автоматизация сбора и обработки табличной (статистической) информации;
- Создание автоматизированных рабочих мест для специалистов учреждений здравоохранения и органов управления с интеграцией их выходных данных через системы автоматизации документооборота и сбора и обработки табличной (статистической) информации в единую базу данных здравоохранения области.
В основу построения региональной информационной сети здравоохранения области была положена обобщенная организационная структура здравоохранения Смоленской области по уровням управления, представленная на рис 1.
|
Рис 1. Обобщенная организационная структура здравоохранения Смоленской области по уровням управления. |
При построении комплекса автоматизированных информационных систем здравоохранения области придерживались идеологии, при которой первичные учетные данные, вводимые в лечебно-профилактических учреждениях (далее ЛПУ), должны использоваться для анализа показателей на разных уровнях управления (ЛПУ - район (город) - область - Минздрав).
Для создания единого информационного пространства внутри учреждений здравоохранения используются локальные вычислительные сети, а для связи между учреждениями - модемная связь по коммутируемым каналам связи. На базе Смоленского областного медицинского информационно-аналитического центра организован почтовый сервер и сервер баз данных. Необходимо отметить, что часть сведений, находящихся в базах данных учреждений, являются конфиденциальными. Поэтому данная медицинская сеть не является общедоступной.
В настоящее время абонентами региональной медицинской сети являются практически все учреждения здравоохранения области (более 70-ти учреждений).
Региональная медицинская информационная сеть здравоохранения области включена в INTRANET-сеть областной администрации для информационного обмена, взаимодействия и получения необходимой нормативной правовой и социально-экономической информации (рис. 2).
|
Рис. 2. Схема информационного взаимодействия иформационной сети здравоохранения и администрации Смоленской области. |
Программную часть комплекса автоматизированных информационных систем здравоохранения области в настоящее время составляют следующие компоненты:
- автоматизированная система "Электронный документооборот" между учреждениями здравоохранения;
- автоматизированная информационная система "Сбор и анализ медико-статистической информации"
- ряд информационных систем уровня учреждения.
Разработанный комплекс программ ориентирован на использование в учреждениях здравоохранения разного уровня: от лечебных учреждений до органов управления. С вводом в эксплуатацию данного комплекса программных средств появилась возможность систематизации и упорядочения всех информационных потоков, циркулирующих в системе здравоохранения Смоленской области. Следует отметить, что основные технические решения по построению медицинской информационной сети Смоленской области закладывались еще в 1993-1994 годах, поэтому в настоящий момент ведутся работы по переводу абонентов сети на более современные аппаратные и программные средства, а также работы по внедрению новых направлений информатизации системы здравоохранения.
Автоматизированная информационная система "Электронный документооборот".
АИС "Электронный документооборот" разработана в соответствии с "Типовой инструкцией по делопроизводству в министерствах и ведомствах Российской Федерации", поддерживает весь перечень функций, связанных с ведением делопроизводства и предназначена для его автоматизации. Эта автоматизированная информационная система является универсальной и может быть использована для автоматизации документооборота в учреждениях любого типа.
Интерфейс программы максимально приближен к традиционной бумажной системе делопроизводства, когда работа идет с названиями документов, папок, дел, а не с именами файлов, дисков, каталогов.
Встроенная в программу система электронной почты позволяет производить обмен документами как внутри одного учреждения, так и между учреждениями.
АИС "Электронный документооборот" имеет следующие основные функции работы с документами:
- Создание, печать и хранение текстовых документов;
- Регистрация документов;
- Формирование поручений и резолюций к документу;
- Формирование списка документов, связанных с текущим, и поиск документов по списку связности;
- Постановка документов и поручений на контроль;
- Ведение регистрационной и контрольной картотек;
- рассылка и получение документов по электронной почте между подразделениями организации по локальной сети и в другие организации по электронной почте;
- ведение списка рассылки, уведомление о получении разосланных документов, формирование списков адресатов, не получивших документ к указанной дате;
- создание архива документов по завершению календарного года;
- резервное копирование информации, автоматическое восстановление индексов, парольная защита и ряд других сервисных функций;
- режим "Администратор" для настройки программы на особенности структуры конкретной организации, используемого аппаратного и программного обеспечения.
Технология работы с АИС "Электронный документооборот" выглядит следующим образом (см. рис 3):
Документ поступает в канцелярию организации из различных источников. Это может быть бумажный документ, пришедший традиционным образом - по почте, может быть электронный документ, поступивший из внешней организации по электронной почте, может быть электронный документ, созданный внутри организации и пришедший по локальной сети внутри организации или документ, созданный непосредственно в канцелярии.
|
Рис. 3. Технология работы с АИС "Электронный документооборот". |
В канцелярии на документ заводится регистрационно-контрольная карточка, которая содержит тему документа, вид документа, гриф секретности, краткую аннотацию документа, при необходимости, если документ требует регистрации, входящий и исходящий номер, фамилии руководителя, подписавшего документ и исполнителя, подготовившего его.
Вся входящая почта поступает к руководителю организации. Руководитель знакомится с почтой, выдает соответствующие поручения и резолюции, а секретарь в соответствии с резолюциями руководителя выполняет направления корреспонденции и отправку ее адресатам. При необходимости, если документ требует контроля исполнения, то в регистрационной карточке делается соответствующая отметка о постановке документа или поручения на контроль.
Контрольная картотека позволяет делать выборки исполненных, неисполненных и просроченных документов. С ее помощью работник канцелярии может формировать напоминания и уведомления.
Рассылка документов ведется согласно списку рассылки с автоматическим формированием уведомлений о получении разосланных документов. Программа также автоматически формирует списки адресатов, не получивших документ к указанной дате.
Система электронного обмена документами между учреждениями здравоохранения области "Электронный документооборот" работает с 1995 года. В 2003 году введена в эксплуатацию новая версия системы. Пользователями программы являются более 70 учреждении здравоохранения области. Большая часть документов между Департаментом Смоленской области по здравоохранению, управлением по охране здоровья населения города Смоленска и ЛПУ проходит по каналам электронной почты.
Опыт эксплуатации системы показывает значительное уменьшение сроков доведения информации до учреждений по сравнению с традиционной почтовой рассылкой, хотя это и требует от абонентов повышенной организованности и дисциплины в плане своевременного (ежедневного) получения адресуемой им информации.
К положительным сторонам АИС "Электронный документооборот" следует отнести:
- оперативность донесения информации до адресатов;
- более четкую и слаженную работу всех подразделений;
- повышение эффективности использования людских, коммуникационных и финансовых ресурсов;
- работа с электронным архивом значительно удобнее и эффективнее, чем с бумажным. Уменьшается количество ручных рутинных операций.
- единая система документооборота и электронной почты в одной программной оболочке;
- простота в освоении системы даже неподготовленным пользователем.
Автоматизированная информационная система"Сбор и анализ медико-статистической информации".
Автоматизированная информационная система "Сбор и анализ медико-статистической информации" (внедрена в 60 ЛПУ области) состоит из набора программных средств, с помощью которых можно решать любые задачи, связанных со сбором, обработкой и анализом статистической, экономической, бухгалтерской отчетности, входные данные для которой могут быть представлены в табличном виде.
Открытый интерфейс АИС, наглядность, простота в эксплуатации, возможность обмена информацией по электронной почте позволяют пользователю без изменения кода программы строить на её основе разнообразные проблемно-ориентированные информационные системы - от территориальных систем обработки статистической, бухгалтерской, экономической и др. отчетности медицинских учреждений и отделений ФОМС, до автоматизированных рабочих мест руководителей и специалистов органов управления здравоохранением и ФОМС, главных врачей, оргметодкабинетов лечебных учреждений.
На базе данного комплекса в области с 1995 года проводится прием годовой, а также оперативной (квартальной) статистической отчетности.
Государственная статистическая отчетность в системе здравоохранения предполагает заполнение каждым учреждением около 30 годовых статистических отчетных форм, включающих около 250 таблиц данных. Кроме этого ежемесячно и ежеквартально территориями и учреждениями формируются оперативные отчеты, предоставляемые руководителю комитета и главным специалистам. А ежедневно каждое учреждение здравоохранения ведет учет движения больных, посещений, медикаментов и других данных.
АИС "Сбор и анализ медико-статистической информации" (далее АИС "САМСИ") в первую очередь была призвана автоматизировать эти процессы. АИС "САМСИ" состоит из двух подсистем: "Статистика" и "Анализ данных".
К особенностям подсистемы "Статистика" следует отнести:
- полную совместимость по входным и выходным данным и условиям контроля с ПП "МЕДСТАТ" ЦНИИОЗ;
- Полностью открытый для пользователя интерфейс (встроенный генератор произвольных форм, отчетов и условий контроля);
- ввод любых табличных данных в экранные формы, аналогичные бумажным документам (в т.ч. стандартных статистических отчетных форм и отчетных форм, разработанных пользователем);
- расчет вычисляемых полей при вводе;
- Внутритабличный контроль входных данных;
- Межтабличный контроль входных данных;
- Межформенный контроль входных данных;
- Межгодовой контроль входных данных;
- Формирование сводных отчетов;
- расчет таблиц (в т.ч. годовой отчет по форме №47);
- Специальный режим просмотра таблиц;
- печать статистических отчетных форм и отдельных таблиц (автоматическое разбиение в зависимости от формата бумаги, возможность формирования произвольных заголовков);
- расчет таблиц показателей на базе стандартных отчетов (по заданным пользователем формулам);
- работа в локальной сети;
- обмен информацией по электронной почте с автоматическим включением в базу данных, пришедших по электронной почте;
- отчеты за год и квартал (оперативная отчетность).
Технология работы с АИС "САМСИ" приведена на рис 4.
|
Рис. 4. Технология работы с АИС "САМСИ".Подсистема "Статистика". |
Отчеты могут быть сформированы вручную, либо созданы с использованием соответствующих программных продуктов уровня учреждения. О них речь пойдет ниже. В первом случае пользователю необходимо ввести его в компьютер вручную, во втором - отчет формируется автоматически.
При вводе отчета имеется возможность автоматического расчета итоговых строк и граф, а также проверки правильности заполнения таблицы с точки зрения математики и логики. При наличии в отчете нескольких таблиц проводится также межтабличный контроль. Подготовленный и проверенный отчет по электронной почте передается в СОМИАЦ, где формируется единая база данных показателей по области.
Поступившие из учреждений отчеты проходят входной контроль, и далее формируются сводные отчеты. При этом возможен расчет не только суммы значений из отчетов, участвующих в создании свода, но и расчет среднего арифметического, максимального, минимального значения или расчет по какой-либо формуле. Сводные отчеты рассчитываются по области, по городу, по районам, по группам учреждений и т.п. После дополнительной проверки, корректировки данных и формирования сводных отчетов по области, откорректированная информация, также по электронной почте, может быть разослана в учреждения.
Теперь о второй части АИС "САМСИ" - подсистеме анализа данных. С ее помощью
можно представить любой показатель деятельности учреждения, находящийся в базе
данных подсистемы "Статистика", в виде графиков, диаграмм и картограмм - все
зависит от конкретных потребностей.
Подсистема "Анализ данных" имеет графический интерфейс и позволяет:
- получать и просматривать любые таблицы показателей в разрезе территорий, типов учреждений или конкретного учреждения (выборки из баз данных подсистемы "Статистика", возможность привязки собственного обработчика запросов и получения данных из любой другой базы);
- осуществлять привязку к данным таблицы неограниченного количества различных диаграмм (5 типов) и картограмм территории;
- анализировать любые показатели таблицы в разрезе территорий или временных интервалов с представлением результатов в виде таблиц, диаграмм или картограмм территории;
- настраивать параметры диаграмм и картограмм (изменение масштаба осей, 2-х и 3-х мерные диаграммы, сортировка по возрастанию и убыванию, в сравнении со средним показателем по области, по России, с заданным показателем; изменение диапазона отклонения показателя и т.д.);
- печатать статистические отчетные формы (автоматическое разбиение в зависимости от формата бумаги, поддержка лазерных принтеров HP LJ), диаграммы и картограммы;
- выводить диаграммы и картограммы в PCX файл.
- Поддерживается работа в локальной сети.
Применение АИС "САМСИ" помогает в решении актуальных проблем управления
здравоохранением, в осуществлении целевой программы по мониторингу за состоянием
здоровья населения области. Теперь усилия специалистов сосредотачиваются именно
на логической экспертизе данных, системном анализе причинно-следственных связей
между динамикой данных и управленческими решениями. Данная система наглядна,
позволяет проводить комплексное сравнение функционирования подсистем в динамике
и по их группам.
Информационные системы уровня медучреждения.
Роль информационных систем уровня учреждения крайне важна. Поскольку они призваны обеспечивать информацией не только специалистов конкретного учреждения, но и служить источниками первичной информации для систем территориального уровня. Поэтому медицинским информационно-аналитическим центром разработан ряд программ, авоматизирующих основные стороны деятельности ЛПУ.
Программа "Учет больных и коечного фонда" предназначена для получения формы №16 "Сводная ведомость учета движения больных и коечного фонда стационара" из ежедневно вводимых в программу данных по форме №7 "Листок учета больных и коечного фонда стационара" с контролем их корректности при вводе, а также возможностью заполнения этих форм за подчиненные учреждения. Это позволяет ЦРБ, имеющей в подчинении учреждения, у которых нет компьютеров, вводить данные за эти учреждения.
Расчетный период получения формы - месяц, квартал, год или произвольный. Программа позволяет получать отчетные формы выборочно для любого отделения, по профилям и по отделениям, а также получать сведения о больных.
Программа "Карта выбывшего из стационара" предназначена для формирования таблиц формы №14 из вводимых в программу данных по форме №066 "Карта выбывшего из стационара", с проверкой их корректности при вводе, а также поддержкой нескольких учреждений.
Формирование выходных форм "Состав больных в стационаре" и "Хирургическая работа учреждения" производится за месяц, квартал, год или произвольный.
Программа "Талон на законченный случай временной нетрудоспособности" предназначена для формирования отчета по форме №16-ВН из данных по форме №025 "Талон на законченный случай временной нетрудоспособности" с проверкой их корректности при вводе, а также поддержкой нескольких учреждений.
Кроме формы №16-ВН программа позволяет получать также некоторые другие отчеты (распределение талонов по врачам, участкам и отраслям за любой промежуток времени). Расчетный период всех отчетов - месяц, квартал, год, а также любой произвольный промежуток времени и выборочно.
Программа "Оперативный отчет" предназначена для передачи в СОМИАЦ ежеквартальной отчетности по формам "Кадровый состав", "Проф. осмотры", "Гинекологический кабинет", "Хирургия", "Коечный фонд" и др.
Все вышеперечисленные программы направлены на автоматизацию наиболее рутинного труда статистиков в учреждениях здравоохранения области и служат первичным источником данных для АИС "САМСИ".
Кроме этих программных продуктов медицинским информационно-аналитическим центром разработан ряд программ по автоматизации финансовой и административно-хозяйственной деятельности ЛПУ.
Программа "Территориальная служба крови" предназначено для автоматизации работы службы крови, ведения объединенной базы данных доноров Смоленской области с помощью быстрого и интуитивно понятного доступа к истории всех кроводач (плазмодач) доноров, позволяет вести учет поступления крови, проводить анализ накопленных данных за любой период и формирование отчетности в заданной форме. В результате повышается качество обслуживания доноров.
Программа "Мониторинг смертности" предназначена для автоматизации процесса ввода и обработки свидетельств о смерти. Система позволяет задавать сложные критерии поиска свидетельств о смерти, получать стандартные отчеты для любых условий, создавать собственные виды отчетов, и производить пересылку свидетельств о смерти в центр с помощью электронной почты.
"Программный комплекс учета медицинской помощи лечебно-профилактического учреждения (разработка ЗАО фирма "Релакс", Москва)"
предназначена для ведения регистрации и обслуживания пациентов.
Результатом работы программы является формирование банка данных по пациентам и оказанным им услугах, счетов-фактур и реестров для представления в оплачивающие организации.
В программе моделируются следующие основные процессы :
Для поликлиники:
- Регистрация пациентов.
- Ведение единого талона амбулаторного пациента.
- Учет оказанных медицинских услуг.
Для стационара:
- Ведение реестра учета пациентов, поступивших в стационар.
- Ведение реестра учета пациентов, переведенных из одного отделения в другое.
- Учет оказанных медицинских услуг.
- Ведение реестра учета пациентов, выбывших из стационара.
Программа "Одел кадров" предназначена для автоматизации управления персоналом на предприятиях и учреждениях, в том числе в учреждениях здравоохранения (сбор, учет и анализ данных о сотрудниках). Технология работы с документами в программе максимально приближена к традиционной бумажной системе работы отделов кадров.
Основные функциональные возможности :
- Ведение досье (кадровых карточек) сотрудников;
- контроль текущего штатного расписания;
- работа со штатом сотрудников, как в пределах всего учреждения, так и в пределах подразделений;
- формирование форм отраслевой статистической отчетности МЗ РФ (годовые формы №17 - "Отчет о медицинских кадрах", №30 - "Штаты учреждения", №50 - "Отчет о трудоустройстве выпускников высших и средних специальных УЗ", №51 - "Отчет о высвобождении и переподготовке работников здравоохранения";
- возможность получения универсальной выборки из базы данных;
- формирование типовой междуведомственной формы №Т-2 ;
- формирование анкеты застрахованного лица (форма АДВ-1) для Пенсионного фонда России;
- выгрузка анкетных данных для Пенсионного фонда России ;
- формирование и хранение сложных запросов для отбора карточек сотрудников;
- работа в сетевом режиме;
Приложение "Бюджет-планирование" ориентированно на решение вопросов экономики в различных областях бюджетной сферы (органы власти, здравоохранение, образование, наука, культура и пр.) и предназначено для автоматизации работы планово-экономических служб территориального (отраслевого) органа управления (министерства, комитеты, департаменты и т.п.), осуществляющего распределение бюджетных средств в подведомственных учреждениях и контролирующего их расходование.
Приложение охватывает следующие виды деятельности экономиста:
- планирование бюджета - формирование сметы расходов по подведомственным учреждениям в разрезе полной бюджетной классификации с возможностью получения необходимых сводных отчетных документов;
- финансирование - распределение бюджетных средств между подведомственными учреждениями, получение полной оперативной картины о распределении средств по видам финансирования, по источникам финансирования, по видам расходов, по поставщикам и т.д., получение сводов в разрезе необходимой аналитики, формирование документы на перечисление средств (распоряжения, реестры и т.д);
- исполнение бюджета - анализ сведений о фактическом расходовании бюджетных средств подведомственными учреждениями, как в абсолютных, так и в относительных (отнесенные к плановым) единицах, получение сводов по исполнению бюджета в разрезе необходимой аналитики.
Приложение "Бюджет-бухгалтерия" предназначено для автоматизации бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях.
Алгоритмы работы приложения основаны на технологии работы, принятой в бюджетных учреждениях и реализуют мемориально-ордерную форму ведения бухгалтерского учета. Приложение разработано в соответствии с инструкцией по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утвержденной приказом Министерства финансов РФ от 30 декабря 1999 г. №107н, другими нормативными документами, регламентирующими ведение бухгалтерского учета в бюджете.
Применение данного приложения позволяет автоматизировать весь спектр задач стоящих перед бухгалтерий бюджетного учреждения: заполнение первичных документов, ведение необходимого аналитического и синтетического учета, получение всех регламентированных инструкцией отчетных документов.
Приложение позволяет автоматизировать учет как в отдельном учреждении, так и централизованной бухгалтерии (обслуживающей несколько учреждений), а также, как у распорядителей, так и у получателей средств бюджета.
Приложение "Бюджет-зарплата" предназначено для автоматизации ведения расчетов по оплате труда в бюджетных учреждениях. В данном приложении учтены многочисленные особенности начисления заработной платы, характерные именно для бюджетной сферы. Это:
- возможность задания нескольких источников финансирования (бюджетные счета различных уровней, средства от предпринимательской деятельности, целевые средства...), с корректным разделением проводок между ними;
- возможность указания для каждого сотрудника основного места работы и нескольких совмещений (со своим окладом, графиком работы, категорией персонала, подразделением и должностью), с корректным разделением выплат сотрудника (в том числе, и суммы к выдачи) между соответствующими подразделениями;
- возможность ведения аналитического учета в соответствии с требованиями руководящих документов по бюджетному учету (статьи затрат бюджетной классификации, обслуживаемых учреждений, категорий персонала и т.д.);
- формирование отчетных документов в соответствии с требованиями инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях.
Приложение "Тарификация (здравоохранение)" , предназначенное для автоматизации деятельности планово-экономических служб учреждений здравоохранения.
Алгоритмы работы приложения разрабатывались с учетом положений приказа № 377 от 15 октября 1999 г. "Об оплате труда работников здравоохранения Российской Федерации", приказа №16 от 18.01.96 г. по формам штатных расписаний учреждений здравоохранения. Приложение позволяет автоматизировать ввод данных, расчеты по тарификации и получение отчетов по всем формам тарификационных списков №1, №2, №3 с приложениями, а также получать отчеты по штатному расписанию и по вакансиям как для учреждения в целом, так и для всех его структурных подразделений.
Подводя итог, можно сделать вывод, что в области действует автоматизированная система по сбору, обработке и анализу различных показателей деятельности учреждений здравоохранения. При этом первичные данные с уровня лечебно-профилактических учреждений собираются на уровне муниципальных образований и далее передаются на уровень области, тем самым, замыкая весь цикл обработки первичной учетной медико-статистической, текстовой и прочей документации в единое целое. В результате унифицируются системы информационного обеспечения руководителей областных органов, служб и учреждений здравоохранения, стандартизируются методы работы по поиску оптимальных критериев оценки результатов, повышаются информационная обоснованность и своевременность принимаемых управленческих решений.